Узбекско-финское сотрудничество: новая динамика и практические направления взаимодействия Афзал Артиков, Главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан
Узбекско-финское сотрудничество: новая динамика и практические направления взаимодействия
Афзал Артиков,
Главный научный сотрудник Центра экономических исследований и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан
Устойчивость финской модели и динамика узбекских реформ создают прочную основу для углубления сотрудничества двух стран. Финляндия сочетает технологическое лидерство, эффективное управление и развитую социальную политику. Смешанная модель развития с высоким уровнем государственного регулирования и активным частным сектором основана на принципах долгосрочного планирования, технологического лидерства и равенства.
Сбалансированная экономическая политика удерживает инфляцию на уровне 2-3% при высоком кредитном рейтинге AA+. Научно-исследовательская база финансируется как элемент государственной стратегии. Совокупные расходы на исследования и разработки превышают 3% ВВП, в 2023 г. они достигли 8,4 млрд евро с ростом на 6,3% по сравнению с прошлым годом. Вклад обеспечили государственный сектор, университеты и бизнес.
Экономика Финляндии остаётся открытой и экспортно-ориентированной. Внешняя торговля в 2024 г. составила 146,5 млрд евро, из них экспорт 72,2 млрд евро и импорт 74,3 млрд евро. Технологическая специализация, развитая цифровая среда и высокий человеческий капитал создают для инвесторов предсказуемую среду.
Параллельно Узбекистан за последние восемь лет выступил ускорителем реформ в Центральной Азии. ВВП страны удвоился и достиг 115 млрд долларов. Инвестиции в основной капитал с 2017 г. составили 240 млрд долларов, свыше 130 млрд пришлись на иностранные источники. Международные резервы превысили 48 млрд долларов. Меняется структура выпуска. Доля промышленности выросла с 20 до 26%, доля сферы услуг увеличилась с 44 до 47%, производительность труда поднялась на 45%. Регуляторные изменения расширили пространство для частного капитала, а транспортные и энергетические проекты задали новую базу для индустриализации и экспорта.
В результате реформ, торговля Узбекистана со странами Европейского союза выходит на устойчивую траекторию. За период 2017-2024 гг. товарооборот между Узбекистаном и Евросоюзом вырос в 2,4 раза с 2,6 до 6,4 млрд долларов. В 2024 г. экспорт увеличился почти на 27% по отношению к 2023 г., тогда как импорт сохранился на сопоставимом уровне.
Новый этап двусторонних политических отношений и торгово-экономического взаимодействия
Особенно заметна положительная динамика в узбекско-финских отношениях.
Регулярные контакты на высшем уровне придали новый импульс развитию двустороннего диалога.
Так, 12 ноября 2024 г. в г.Баку, на полях Саммита COP29, состоялась встреча Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и Президента Финляндии Александера Стубба. Стороны обсудили перспективы сотрудничества в сферах «зелёной» экономики, возобновляемой энергетики, инноваций и образования, а также обменялись мнениями по вопросам устойчивого развития и климатической повестки.
Продолжением политического диалога стала телефонная беседа 9 сентября 2025 г., в ходе которой главы государств рассмотрели пути расширения экономического и гуманитарного взаимодействия.
Кроме того, в конце октября 2025 г. ожидается официальный визит Президента Финляндии в Узбекистан, который призван закрепить достигнутые договорённости и открыть новые направления партнёрства.
Таким образом, формируется благоприятная основа для углубления торгово-экономического сотрудничества, внедрения финских технологий и привлечения инвестиций в приоритетные отрасли экономики Узбекистана.
С 2019 по 2024 г. товарооборот увеличился более чем втрое и достиг 152 млн долларов. Экспорт Узбекистана вырос почти в 17 раз и составил 4,73 млн долларов, импорт из Финляндии вырос почти в три раза и составил 147 млн долларов.
Только за прошедший год экспорт Узбекистана в Финляндию вырос на 56%, а импорт в 3,2 раза. В январе-августе 2025 г. объём торговли превысил 68 млн долларов. Товарооборот двух стран отражает сравнительные преимущества. Так, Узбекистан поставляет промышленные товары и услуги, тогда как Финляндия экспортирует машины и транспортное оборудование, а также химическую продукцию и продовольствие.
Перспективы сотрудничества
Формируемая новая повестка торгово-экономического сотрудничества с учетом финских наработок в инжиниринге, чистых технологиях, цифровом здравоохранении, образовании и управлении НИОКР, которые соотносятся с задачами Узбекистана по технологическому обновлению, повышению энергоэффективности и развитию человеческого капитала. В свою очередь, благоприятная деловая среда и крупные инфраструктурные проекты в республике снижают издержки для иностранных компаний.
С учетом созданных в Узбекистане условий и приоритетов развития страны имеется возможность дальнейшего углубления узбекско-финского сотрудничества по нескольким направлениям.
По оценкам Центра экономических исследований и реформ, наращивание экспорта в Финляндию возможно уже в краткосрочной перспективе. В приоритете позиции, где у узбекских производителей есть опыт и преимущество, в частности, это готовый текстиль и одежда, фрукты и орехи, обувь, а также изделия из кожи, камня и цемента, медь и медные полуфабрикаты.
Организация логистики целесообразна через порты Хельсинки и «HaminaKotka» с возможным резервом в «Турку». Каналы сбыта разумно строить через крупные сети и дистрибьюторов, в том числе такие как «Kesko» и «S Group». Ключевыми условиями успеха является сертификация по стандартам Европейского союза, стабильность поставок и регулярные контракты.
Промышленная кооперация предполагает переход к глубокой переработке продукции, с полным производственным циклом, например по таким направлениям как трикотаж, шерсть, кожа, от прядения и крашения до производства готовой одежды. В качестве технологических ориентиров возможно сотрудничество с такими финскими компаниями как «Lapuan Kankurit» и «Pirtin Kehräämö», а также школа дизайна Университета «Аалто». В аграрной сфере представляют интерес программы селекции овец на базе финских линий с научным сопровождением «LUKE». Такая кооперация позволит укрепить сырьевую базу текстильного кластера и повысить производство продукции.
В «цифровой» и «зеленой» модернизации возможно партнерство в телеком-инфраструктуре и управлениях критическими системами с участием таких ведущих игроков как «Nokia».
В энергетике есть перспективы сотрудничества по таким направлениям как локализация компонентов солнечных установок и систем хранения, развитие умных сетей и повышение эффективности генерации в жарком климате при участии финских компаний «Valoe», «Fortum Solar» и «Wärtsilä».
Для исследований и материаловедения целесообразно привлекать «VTT» и «LUT», что будет способствовать формированию внутри страны устойчивого технологического и кадрового задела, открывая экспортные ниши в регионе.
В машиностроении возможны проекты с «Metso» и «Valmet» по узлам, сервису и частичной локализации. Для карго-решений и перегрузочной техники показательны компетенции «Konecranes» и «Cargotec». В климатических измерениях и водно-химических решениях ориентирами могут стать «Vaisala» и «Kemira».
Сквозной приоритет остается за человеческим капиталом. Необходимо наладить совместные программы с Университетом Хельсинки, Тамперским университетом и Университетом Оулу, индустриальные стажировки и внедрение финских методик подготовки инженеров, технологов и специалистов по качеству для высокотехнологичных отраслей.
В рамках создания институциональной среды, требуется унификация пограничных процедур, запуск зеленых коридоров, цифровой таможни и взаимного признания сертификатов. Кроме того, необходимо проработать создание индустриальных и агроперерабатывающих кластеров, логистических хабов, а также программ подготовки и переподготовки кадров.
Уже в ближайшее время сотрудничество между Узбекистаном и Финляндией может быть выведено на устойчивую траекторию. Для Финляндии Узбекистан это надёжный поставщик изделий и компонентов, новый рынок для технологий и оборудования, тогда как для Узбекистана углубление сотрудничества, это доступ к современным решениям и каналам сбыта Северной Европы.
В заключении, необходимо подчеркнуть, что совокупность финской модели эффективного государственного управления, инновационности и экологической ответственности с масштабными реформами, проводимыми в Узбекистане, формирует прочную основу для реализации совместных практических проектов в производстве, энергетике, телекоммуникациях и образовании. Такое партнёрство способно не только повысить технологический уровень национальной экономики, но и придать новое качество узбекско-финским отношениям, ориентированным на долгосрочное, устойчивое и взаимовыгодное развитие.