В Узбекистане поддержка трудовых мигрантов и их семей — один из приоритетов государственной политики
В Узбекистане поддержка трудовых мигрантов и их семей — один из приоритетов государственной политики
В последние годы в Узбекистане особое внимание уделяется гуманитарному характеру миграционной политики. На сегодняшний день в нашей стране разработан уникальный механизм обеспечения безопасности, законности и удобства миграционного процесса для граждан, который включает в себя три основных направления:
1) Подготовка, обучение языку и профессиональному мастерству граждан до их временного выезда в иностранное государство в качестве трудовых мигрантов;
2) Защита прав и свобод соотечественников, находящихся за рубежом в качестве трудовых мигрантов, оказание им материальной и моральной помощи;
3) Обеспечение занятости граждан, вернувшихся после трудовой миграции, создание условий для их социальной реинтеграции, в частности, адаптации к социальной среде.
Из этой системы мы можем понять, что в нашей стране не оставляют без внимания все процессы, начиная от решения граждан выезжать за границу в качестве мигрантов и заканчивая возвращением на Родину, адаптацией к обществу и социально-нравственной среде, она защищает интересы своих граждан на международном уровне, при любых обстоятельствах.
Одно из важнейших направлений государственной политики в современных реалиях и в условиях глобализации – это миграционная политика. Миграция способствует достижению положительных результатов в процессе развития и реализации целей Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, особенно при надлежащем управлении этим процессом.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев неоднократно подчеркивал, что поддержка трудовых мигрантов и их семей — один из приоритетов государственной политики. Он отметил:
«Сегодня мигранты играют важную роль в экономическом развитии страны, они не только поддерживают свои семьи, но и вносят вклад в экономику Узбекистана. Наша задача — создать условия, чтобы их трудовые права были защищены как на территории республики, так и за её пределами».
Президент также акцентирует внимание на необходимости усиления подготовки мигрантов, включая профессиональную и языковую, чтобы повысить их конкурентоспособность на международном рынке труда. Одним из ключевых направлений стало открытие специализированных центров в махаллях, где граждане могут пройти курсы по востребованным специальностям.
Как отмечает Специальный докладчик ООН по вопросам миграции, мигранты приносят своей новой родине немалую пользу: они выполняют необходимую работу, платят налоги и зачастую привносят новые идеи, благодаря которым общество становится более разнообразным и динамичным. Международные мигранты также приносят пользу странам своего происхождения. Как правило, вскоре после прибытия они начинают отправлять деньги своим семьям, и эти средства могут способствовать формированию человеческого капитала и, при грамотном инвестировании, обеспечить благосостояние. Из тех мигрантов, которые остаются за границей и добиваются успеха, некоторые начинают инвестировать в страны своего происхождения, обеспечивая не только приток капитала и активизацию торговли, но и развитие идей, навыков и технологий, что расширяет возможности интеграции этих стран в мировое сообщество.
Для развивающихся стран миграция – это прежде всего возможность трудоустройства и снижения уровня безработицы. Кроме того, денежные переводы мигрантов вносят вклад в экономический рост. Денежные перечисления мигрантов составляют большую часть валютных поступлений в странах Центральной Азии. Поэтому особую и наибольшую практическую значимость имеет именно трудовая миграция.
От эффективности миграционной политики зависит решение ряда социально-экономических проблем, в частности, вопросы обеспечения занятости населения, особенно для развивающихся стран, где наблюдается, как правило, избыток рабочей силы. Однако, миграция имеет различные формы, и миграционные процессы порождают ряд проблем, которые требуют комплексного подхода. Миграция порождает проблемы как для развитых стран, которые принимают мигрантов, так и развивающихся стран, из которых идут потоки мигрантов.
Развитые страны должны обеспечить безопасность мигрантов в период пребывания на своей территории. Миграция в целом улучшает показатели экономического роста и производительности в принимающих странах. Вместе с тем, зачастую увеличение потока мигрантов несет риск обострения межнациональных конфликтов. Кроме того, нередки случаи нелегальной миграции, что ведет к росту преступности.
Развивающиеся страны должны подготовить мигрантов, своих граждан, до отбытия в другую страну для облегчения их адаптации и обеспечения безопасности, прежде всего, повышая их информированность о потенциальных рисках и угрозах, предупреждая риск стать жертвой торговли людьми.
Таким образом, миграция в целом имеет положительное влияние на экономику как развитых, так и развивающихся стран. Однако, миграционная политика, решая вопрос обеспечения трудоустройства для развивающихся стран, а также восполнение недостающей рабочей силы для развитых стран, не должна влечь за собой угрозу для самих мигрантов. При этом, важнейшей тенденцией становится учет гендерных аспектов в миграционной политике.
Особую значимость данный вопрос имеет для Узбекистана, одного из самых плотно населенных стран Центральной Азии, с большей долей молодежи среди населения, где миграционные процессы интенсивно расширяются и потоки трудовых мигрантов из Узбекистана в другие страны постепенно растет.
Несмотря на то что, в настоящее время Узбекистан не участвует в универсальных соглашениях по вопросам миграции, однако, имеются двусторонние соглашения по вопросам миграции.
Узбекистан стал 173-м членом Международной организации по миграции (МОМ). На 109-й сессии совета МОМ, являющейся агентством ООН по миграции, в Женеве 27 ноября была поддержана заявка Узбекистана на вступление в МОМ в качестве страны-члена.
В республике с 2016 года усилили внимание к сфере миграции. За прошедший период были приняты 13 нормативно-правовых документов, призванных непосредственно и опосредованно упорядочить эту сферу. Согласно постановлению Кабинета Министров от 2016 года, был введен порядок начисления стажа трудовым мигрантам, своевременно оплачивающим социальный сбор.
Чтобы сделать рынок труда более прозрачным, создали Агентство по миграции и его 14 филиалов. При них действуют специализированные кассы профподготовки. Гражданам достаточно обратиться в один из центров с минимумом документов, чтобы сразу зарегистрироваться в единой миграционной базе.
В 2018 году частному сектору дали возможность заниматься трудовой миграцией. За прошедшие два года было создано 103 частных агентств занятости, из которых 73 получили лицензию на подбор работы за рубежом. На сегодняшний день такие услуги могут оказывать только 25 компаний — 39 агентств вернули лицензии по собственному желанию, против 11 компаний были возбуждены уголовные дела за мошенничество.
Несмотря на такой негативный момент, в целом частный сектор оказал положительное влияние на эту отрасль. Например, если до 2018 г. 4 тыс. граждан было в трудовой миграции по упорядоченной схеме ежегодно, за 2018-2020 гг. охват трудовых мигрантов адресной миграцией составил 190,5 тыс. человек, из которых 8,9 тыс. человек обеспечены работой по линии агентства внешней трудовой миграции. Только за 2021 г. 108,5 тыс. мигрантов трудоустроены непосредственно агентством, что в 10 раз больше показателя предыдущих годов.
С 2020 года Узбекистан стал делать ставку на специализацию трудовых мигрантов — прежде всего на профессиональную и языковую подготовку. На сегодняшний день в стане функционирует 191 центр, в дальнейшем их количество должно превысить 200. Помимо этого, организованы 136 учреждений по обучению профессиям в махаллях. Курсы там рассчитаны на 1, 3 или 6 месяцев. Выбор профессии основан на спросе. В махаллинских центрах готовят по направлениям швейное дело, компьютерная грамотность, парикмахерские услуги и кулинария. В региональных центрах выбор специальностей побогаче — до 22-х позиций.
Хотелось бы отметить, что правительство продолжило оказывать поддержку трудовым мигрантам за границей, в том числе жертвам принудительного труда, и выделило бюджет в размере 38,8 млрд сумов (3,46 млн долларов США). Агентство по внешней трудовой миграции оказывало финансовую, социальную и юридическую помощь слабозащищенным мигрантам в странах их пребывания и помощь в трудоустройстве возвращающимся мигрантам. Агентство провело консультации с трудящимися-мигрантами перед отъездом, в ходе которых оно предоставило информацию о трудовом и иммиграционном законодательстве основных принимающих стран, в частности России и Казахстана. Агентство выдало некоторым потенциальным рабочим-мигрантам медицинскую страховку и предоставило микрокредиты для покрытия основных расходов, таких как транспорт и страхование. Кроме того, правительство в сотрудничестве с НПО предоставило информацию и поддержку трудовым мигрантам в отношении безопасной работы за границей и их прав. Узбекистан заключил соглашения с Россией, Казахстаном, Турцией, Израилем, Саудовской Аравией, Республикой Корея и Японией об усилении координации в области трудовой миграции.
В 2022 году Республиканский социально-информационный центр «Истикболли авлод» (ННО) оказал юридическую помощь 2.469 человек, а также практическую помощь в репатриации 264 человек.
Наиболее важными факторами для трудовой миграции эксперты назвали знание английского языка, наличие дипломатических представительств, стоимость авиабилетов, а также ВВП на душу населения.
Президент Узбекистан подписал постановление «О дополнительных мерах по поддержке граждан Республики Узбекистан, осуществляющих временную трудовую деятельность за рубежом, и членов их семей».
Постановлением с 1 июня 2022 года в соответствующих регионах (12) Российской Федерации, Турции и Казахстана будет введен институт представительства Агентства по внешней трудовой миграции. К каждому из этих регионов будет прикреплено не менее 2-х представителей.
Ежегодно с 1 мая 2022 года по письменной рекомендации помощников хокима:
– будет оказана единовременная материальная помощь в размере 2 БРВ семьям, кормильцы которых выехали на трудовую миграцию за рубеж и числятся в информационной системе «Единый реестр социальной защиты»;
– будет предоставляться единовременная материальная помощь для приобретения медикаментов, инвалидных колясок, слуховых аппаратов и ортопедических изделий в пятикратном размере БРВ зарегистрированным в информационной системе «Единый реестр социальной защиты» или включенным в одну из тетрадей
– «железную тетрадь», «женскую тетрадь», «молодежную тетрадь» лицам с инвалидностью – членам семей граждан, выехавших в трудовую миграцию;
– будут предоставляться разовые бесплатные путевки в санатории и лечебно-профилактические учреждения системы профсоюзов достигшим пенсионного возраста или имеющим инвалидность I и II группы лицам –членам семей граждан, выехавших в трудовую миграцию и проживающих совместно с ними в Республике Узбекистан.
Также, на основании письменной рекомендации лидеров молодежи в махаллях будут предоставляться бесплатные путевки в сезонные лагеря детям граждан, выехавших в трудовую миграцию и зарегистрированных в информационной системе «Единый реестр социальной защиты» или включенных в одну из тетрадей.
При выделении материальной помощи и путевок членам семей граждан, выехавших в трудовую миграцию, за счет средств Федерации профсоюзов Узбекистана:
– материальная помощь и путевки выдаются при условии, что граждане, выехавшие в трудовую миграцию, зарегистрированы в программном комплексе «Labor-migration»;
– претенденты на получение материальной помощи и путевок обращаются в электронной форме посредством программного комплекса «Labormigration».
Согласно Постановлению, будет сформирован «Баланс молодежи за рубежом» в целях адресной поддержки молодежи из Узбекистана, осуществляющей временную трудовую деятельность и получающей образование за рубежом, необходимая информация о них будет вноситься в электронную платформу «Ёшлар портали».
Таким образом, Узбекистан уделяет особое внимание совершенствованию миграционной политики. При этом обеспечивается учет потребностей уязвимых категорий населения. Обзор вышеуказанных мер показывает, что меры в сфере миграционной политики принимаются с учетом социальной политики, а также гендерной политики.
Л.Х.Исоков, доктор юридических наук, начальник кафедры Международного права и защиты прав человека Правоохранительной академии Республики Узбекистан
А.И.Есемуратов, старший преподаватель кафедры Международного права и защиты прав человека Правоохранительной академии Республики Узбекистан