Узбекистан стремится войти в число мировых лидеров по производству и экспорту агропродовольственной продукции
Узбекистан стремится войти в число мировых лидеров по производству и экспорту агропродовольственной продукции
Сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей экономики Узбекистана. На долю данной отрасли приходится более 24% валового внутреннего продукта республики, в производстве которых задействовано около четверти занятых во всей экономике. Таким образом, устойчивое развитие и модернизация сельского хозяйства - ключевой приоритет государственной политики и макроэкономической стратегии развития республики для обеспечения общего экономического роста и повышения уровня благосостояния населения.
К концу 2016 года прежние источники роста производства сельского хозяйства себя исчерпали, и оно натолкнулось на ряд барьеров, введённых в рамках политики самообеспеченности, таких как монополия на экспорт продукции, регулирование экспортных цен, осуществление закупок сельхозпродукции в рамках госзаказа по несправедливым для сельхозпроизводителей ценам и др. Новое правительство Узбекистана решило коренным образом пересмотреть политический курс и постепенно приступило к проведению реформ по либерализации как экономики в целом, так и аграрного сектора в частности.
В 2017 году в сельском хозяйстве Узбекистана появилось новое направление - кластерная система. Главная цель создания кластеров - формирование единой производственной цепочки, объединяющей все процессы производства готовой продукции – от выращивания сырья до его переработки и изготовления конечного продукта. В сельском хозяйстве Узбекистана развиваются кластеры самого разного направления: хлопково-текстильные, плодоовощные, семеноводческие, зерновые, мясомолочные и т. д.
Если посмотреть на примере хлопкового сектора, то развитие кластеризации происходило очень активно. В 2017 году было создано 2 первых хлопково-текстильных кластера. В 2018 году их количество достигло 16, в 2019 году – 77, в 2020 году – 97, в 2021 году – 122, в 2022 году - 134, а в 2023 году – 142.
В 2017 году хлопково-текстильные кластеры занимали всего 2,2% от общей посевной площади хлопчатника в республике. В 2018 году их доля в посевах хлопчатника составила 15,1%, в 2019 году – 59,0%, в 2020 году – 85,4% и в 2021 году они охватили 100% всех посевов хлопчатника в республике.
В период активного развития хлопково-текстильных кластеров (2017-2023 годы) производство хлопка-сырца в республике увеличилось на 30,0%. Хотя посевы хлопчатника за данный период сократились на 18,5%.
Это стало возможным в первую очередь благодаря широкому внедрению кластерами инноваций и передовых технологий при выращивании хлопчатника, что привело к росту урожайности. Средняя урожайность хлопчатника по республике в 2017-2023 годах возросла на 34,1%.
Конечно, стоит отметить, что кластерная система только налаживается и есть проблемы в отдельных звеньях цепи, но перспективы ее дальнейшего развития позволят наиболее эффективно использовать производственный потенциал сельского хозяйства Узбекистана.
Но повышение эффективности хлопководства происходило не только за счет развития кластерной системы. Здесь также большую роль сыграл процесс либерализации подотрасли, предусмотренный в рамках Стратегии развития сельского хозяйства до 2030 года. Он также затронул и зерновой сектор.
С 15 октября 2019 года в Узбекистане прекращено государственное регулирование цен на муку, которое продолжалось с 1994 года. Реализация муки по рыночным ценам обеспечило эффективное распределение ресурсов и конкуренцию на рынках с учетом интересов как производителей, так и потребителей. Данный механизм повысил заинтересованность мукомольных комбинатов и обеспечил их финансовыми возможностями для модернизации производственных мощностей, что служит улучшению качества, увеличению объемов продукции и повышению производительности труда.
С урожая 2020 года государственный заказ на зерновые сокращен на 25%, а начиная с урожая 2021 года полностью отменена практика установления государством закупочных цен на зерно.
Также с урожая 2020 года была отменена практика установления закупочных цен на хлопок-сырец и производителям хлопка-сырца (фермерским хозяйствам, хлопково-текстильным кластерам, кооперациям) предоставлено право свободного сорторазмещения районированного хлопчатника. В хлопководстве активно проводится механизация отрасли, заменяющая ручной труд.
В результате цепочка добавленной стоимости хлопка коренным образом изменилась. Узбекистан в настоящее время экспортирует текстильную и швейную продукцию, которая имеет гораздо более высокую стоимость, чем хлопок-волокно, которое доминировало в структуре экспорта хлопка в недавнем прошлом.
Процесс либерализации также проходил и по другим направлениям, способствующим развитию аграрного сектора. Отдельно стоит остановиться на процессе проведения реформы по либерализации экспорта плодоовощной продукции.
В июне 2017 года, по инициативе Президента Ш. М. Мирзиёева, компания АО «Узагроэкспорт» лишилась монополии на поставку за рубеж плодоовощной продукции. В результате с 1 июля 2017 года субъектам предпринимательства было разрешено осуществлять экспорт свежей плодоовощной продукции, винограда и бахчевых культур на основе прямых договоров.
Правительство Узбекистана создало беспрецедентную систему поддержки экспортеров плодоовощной продукции, которой не существовало ранее в Узбекистане.
Впервые за годы независимости экспортерам плодоовощной продукции стали предоставлять субсидии на компенсацию до 50% затрат на транспортировку железнодорожным транспортом при экспорте плодоовощной продукции в страны дальнего зарубежья. Однако это было не очень эффективно, так как поставки этим видом транспорта осуществлялись редко и в небольших объёмах. Поэтому в дальнейшем субсидирование транспортировки экспорта расширили на поставку продукции автотранспортом и авиатранспортом.
В конце 2020 года Правительство дополнительно расширило содействие экспортерам плодоовощной продукции. Был внедрен порядок, согласно которому экспортерам предоставляется покрытие расходов по следующим направлениям:
- внедрение стандартов и получение сертификатов соответствия;
- проведение презентаций и рекламных кампаний с целью вывода местной продукции и брендов (торговых марок) на зарубежные рынки;
- участие в международных тендерах и конкурсах;
- регистрация национальной продукции и брендов (торговых знаков) в иностранных уполномоченных органах;
- организация бизнес-семинаров, тренингов, торговых миссий и бизнес-форумов с участием местных и иностранных компаний и специалистов в целях повышения экспортного потенциала предпринимателей в регионах Республики Узбекистан;
- участие в бизнес-семинарах, тренингах, торговых миссиях и бизнес-форумах в зарубежных странах;
- участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях.
В целом либерализация торговли и стимулирование экспорта стали одними из основных элементов проводимой политики. В ее рамках также было осуществлено открытие новых рынков для агропродовольственной продукции и получение статуса Всеобщей схемы преференций («GSP+»), которая предлагает выход для 6200 наименований товаров на высоко доходный рынок ЕС. Также проводилась работа по расширению «зеленых коридоров» на пограничных переходах и инициированию создания сети центров агро-логистических услуг, направленных на повышение эффективности и сокращение потерь при торговле скоропортящейся плодоовощной продукцией.
В сфере земельных отношений в ближайшие годы также ожидаются серьезные изменения. Первым шагом к реформированию прав использования земель сельскохозяйственного назначения был сделан уже в сентябре 2020 года путем внедрения механизма субаренды в целях выращивания сельскохозяйственной продукции. Срок субаренды составляет до одного года.
Правительство также перераспределило земли из-под хлопчатника в пользу других культур и ввело электронные аукционы по выделению и перераспределению земельных участков существенно повысив прозрачность этого процесса.
В период реформирования также существенно возросли государственные расходы на аграрные научные исследования и разработки. Это, давно ожидаемое увеличение государственного финансирования аграрных исследований, связано с созданием AKIS (Agricultural Knowledge and Innovation Systems), которое является основой распространения сельскохозяйственных знаний и инноваций. В Узбекистане концепция АКИС впервые упоминалась в Стратегии развития сельского хозяйства до 2030 года.
В феврале 2021 года Президент Республики Узбекистан подписал указ о создании АКИС для аграрного сектора с дорожной картой развития на 2021-2025 гг. Республиканский центр АКИС в Ташкентской области открылся в марте 2021 года.
На центры AKIS возлагаются большие надежды в объединении аграрного образования, научных исследований и консультационных услуги для предоставления более комплексной и инновационной информации и образования фермерам и другим сельскохозяйственным предпринимателям.
В отрасли проходит активный процесс цифровизации.
Запущена информационная система "Агросубсидия", которая реализуется в рамках реализации указа Президента Республики Узбекистан № 6079 от 5 октября 2020 года "Об утверждении Cтратегии "Цифровой Узбекистан – 2030" и мерах по ее эффективной реализации". Она предназначена для сбора, рассмотрения и согласования с уполномоченными органами и организациями вопросов предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной продукции.
Еще один важный проект в области цифровизации, создаваемый Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан, — это информационная система «Агроплатформа». Благодаря внедрению данной системы информация обо всех агротехнических мероприятиях — от посева до уборки урожая — будет находиться в информационной системе, что позволит избавиться от практики документооборота в бумажной форме. При этом в системе можно будет удобно оформить выделение льготных кредитов для сельхозпроизводителей, страхование рисков, заключить договоры в электронном формате и получить технику в лизинг. Также, повысится прозрачность финансирования всех процессов.
С ноября 2021 года запущена геоинформационная система Минсельхоза на базе программного продукта ArcGIS. Обрабатываемые данные и возможности системы на постоянной основе расширяются за счет космоснимков, получаемых каждые 10 дней, а также данных мониторинга, собираемых со стороны 200 полевых работников в режиме реального времени. Создана возможность получения всех необходимых данных, в том числе начиная с информации о пользователях земель, свойствах почвы, наличия ирригационных систем и заканчивая анализами данных, сделанных с применением технологий искусственного интеллекта по автоматическому распознаванию типов культур. В дальнейшем система будет переориентирована для нужд широкого круга пользователей сельскохозяйственных земель, и с ее помощью можно будет определять благоприятное время для посадки или сбора урожая, рассчитать схему удобрений, производить мониторинг, прогнозировать объем урожая сельхоз культур, своевременно выявлять их болезни.
Также в 2021 году запущена автоматизированная информационная система «Е-IJARA», предназначенная для сбора, рассмотрения и согласования с компетентными органами и организациями материалов касательно аренды земель сельскохозяйственного назначения. Данная система используется для выставления лотов на электронную торговую площадку «E-AUKSION» с целью проведения открытых электронных конкурсов, а также для оказания содействия в оформлении прав и документов победителей в соответствующих органах.
Таким образом, в 2017-2020 годах в сельском хозяйстве Узбекистана были проведены масштабные реформы, результаты которых уже позволили обеспечить устойчивый рост отрасли и повысить ресурсоэффективность. В перспективе же они послужат наиболее полному задействованию имеющегося потенциала республики в сельскохозяйственном развитии и выведению Узбекистана в число мировых лидеров по производству и экспорту агропродовольственной продукции.
Дарья Ильина,
руководитель проекта ИМРИ