Интервью Министра иностранных дел Республики Узбекистан А.Х.Камилова телеканалу «Россия 24»
Р.Францев: Господин Министр, благодарим Вас за то, что выделили время в своем плотном графике для интервью нашему телеканалу.
Нашу беседу предлагаю начать с отношений Узбекистана и России, которые за последние годы демонстрируют небывалый подъем. В этой связи позвольте узнать, чем узбекская сторона наполняет двустороннюю повестку?
А.Камилов: Искренне рад вновь с Вами встретиться и ответить на Ваши вопросы. И то, с чего мы начинаем, действительно имеет огромное значение.
Вы в своем вопросе уже обозначили оценку состоянию наших отношений. Со своей стороны, хотел бы обратить Ваше внимание на главные направления нашего сотрудничества с Российской Федерацией.
Прежде всего следует отметить, что сегодня узбекско-российские отношения находятся на самом пике своего развития. В принципе, подобного прогресса не было в истории межгосударственных связей.
Основа нового этапа сотрудничества была заложена, прежде всего, в ходе двух государственных визитов: в 2017 году Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев посетил Российскую Федерацию, а в 2018 году состоялся визит Президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Узбекистан. Результаты этих встреч определили приоритетные направления взаимодействия и заложили прочную основу стратегического партнерства и союзнических отношений.
Во-первых, на сегодняшний день сформирована всеобъемлющая повестка сотрудничества, охватывающая все сферы: политику, экономику, культурно-гуманитарные связи, технологии, образование, медицина.
Во-вторых, достигнут высокий уровень взаимного доверия между лидерами двух стран. Наши отношения базируются на принципах добрососедства и взаимного уважения. Этот дух переходит по вертикали и горизонтали на наши общества.
Пользуясь нашей встречей, хочу подчеркнуть, что за последние годы стороны придают большое значение культурно-гуманитарным связям, которые создают благоприятный фон для развития отношений и в других сферах. В Узбекистане принимаются активные усилия для укрепления культурно-гуманитарных связей. В стране действуют филиалы 15 ведущих вузов России, создаются центры изучения русского языка, оказывается всемерная поддержка культурным центрам. Тем самым создаются все условия для взаимообогащения наших культур и сотрудничества в этих направлениях.
Хотел бы отметить, что в Узбекистане с большим интересом было воспринято предложение Президента Российской Федерации Владимира Путина на недавнем заседании Совета глав государств-участников СНГ об объявлении 2023 года «Русский язык как язык межнационального общения в СНГ».
В этом плане Узбекистан имеет большой исторический опыт. К примеру, в 70-годы г.Ташкенте был проведен огромный форум с участием представителей научно-академических кругов «Русский язык – язык дружбы и сотрудничества народов». В этой связи у нас есть определенный опыт, свои наработки, методологические подходы к проведению таких мероприятий. Мы с удовольствием будем принимать участие в предложенных мероприятиях.
Кроме того, наши отношения сегодня имеют важное стратегическое направление, связанное с проблемами национальной и региональной безопасности. Это также является подтверждением высокого уровня взаимного доверия.
Словом, наши связи вышли на совершенно новый уровень. В практическом плане наши отношения стратегического партнерства и союзничества наполняются конкретным содержанием.
Р.Францев: Вы затронули в числе направлений сотрудничества и безопасность. В данном контексте, конечно, внимание всего мирового сообщества сегодня приковано к происходящим в Афганистане событиям. В начале октября Вы совершили мужественный поступок, посетив Кабул сразу после известных драматических событий, и провели встречу с представителями только что сформированного правительства Афганистана. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями от этого визита.
А.Камилов: Мы об этом визите уже говорили и достаточно подробно давали информацию. Но, прежде чем, перейти к некоторым аспектам афганской проблемы, хочу поздравить российскую сторону с успешным проведением московского формата консультаций по Афганистану. Внимательно ознакомился с выступлением Министра иностранных дел России Сергея Лаврова, итоговым заявлением мероприятия, выступлениями и мнениями всех участников встречи.
В принципе, взгляды Узбекистана и России по афганской проблеме полностью совпадают. Более того, это создает надежную основу для наших совместных действий по такой острой проблеме, как афганский вопрос.
Необходимо обратить внимание на то, что в ходе московского формата были обозначены ключевые проблемы, требующие своего решения. Причем это было сделано в спокойном духе, без каких-либо претензий в адрес друг друга. Основной смысл заключался, насколько мы здесь понимаем, в том, что с талибами надо работать.
Что касается наших отношений с Афганистаном, то с Движением «Талибан» мы наладили контакты еще в 90-х годах. В 1999 году провели конференцию в Узбекистане с приглашением их делегации во главе с Амир Ханом Муттаки, который сегодня является исполняющим обязанности министра иностранных дел [Афганистана].
Очень хорошо в выступлении Сергея Лаврова [на заседании Московского формата] прозвучала мысль о том, что это реальность и от нее никуда не уйдешь, потому надо вместе работать на этом направлении. Других альтернатив нет.
Одно дело иметь прямой контакт, пытаться влиять и поощрять, помогать. Другое дело, сидя на другом континенте, требовать создания инклюзивного правительства. Это разные вещи.
Из нашего опыта общения с афганцами и партнерами в мусульманском мире могу сказать, что решение многих важных вопросов на Востоке имеет свою специфическую сторону, в связи с чем существующие стандартные подходы не всегда являются продуктивными. Поэтому мы постарались иметь постоянные контакты [с афганскими партнерами].
На днях мы пригласили в г.Термез большую делегацию [Афганистана] во главе с господином Ханафи, который также возглавил делегацию страны на московском формате. Практически весь состав временного правительства присутствовал на переговорах в Термезе. Договорились сотрудничать не только по вертикали – на уровне руководства страны, но и по горизонтали с тем, чтобы каждое министерство и ведомство координировали свои действия, причем, практически во всех сферах – безопасность на границе, экономические связи, торговля, оказание гуманитарной помощи, образование. В нашей стране учатся [афганские] студенты и они продолжат свое обучение.
Словом, в нашем понимании, «Талибан» вполне осознает реальность. Новое правительство действительно хочет быть интегрированным в региональное и широкое международное сообщество. Они готовы предпринять некоторые позитивные шаги. Естественно, после сорока лет войны и существования различных идеологий, изменения будут осуществляться с трудом. Тем не менее, они уже предпринимают некоторые шаги, которые мы поддерживаем, поощряем и будем вместе с ними работать в этом плане.
Приведу Вам один конкретный пример: после нашей поездки в прилегающей к границам Узбекистана провинции Балх сразу на следующий день все девочки пошли в школу. Этому примеру последовали и другие регионы. Талибы обещают, что женщины будут работать в сферах образования, медицины и других областях… То есть постепенно все меняется. Конечно, есть своя специфика в Афганистане, это мусульманская страна со своими традициями, религией и духовными ценностями. Тем не менее, по нашему мнению, Афганистан вполне может быть и достоин стать частью регионального семейства и международного сообщества. Но для этого надо работать с ними.
Р.Францев: Понятие многовекторности. Что в него вкладывает Узбекистан? Что будет, если страна станет пространством столкновения интересов геополитических оппонентов?
А.Камилов: Прежде всего, нельзя вкладывать в понятие «многовекторность» что-то негативное или отрицательное. Любая страна хочет проводить многовекторную политику. Другое дело, одним это удается, а у других не получается в силу различных обстоятельств. Но это уже другой вопрос.
Сегодня формируется многополюсный, многополярный мир. Если жить в таком мире и опираться на одностороннюю политику, односторонний вектор, то такая политика будет недостаточно продуктивной и даже контрпродуктивной. Более того, подобный курс может нести в себе определенный риски.
Относительно соперничества крупных держав, надо быть реалистами и признать, что оно уже идет. Причем даже между государствами, которые внешне считаются достаточно близкими. Тем не менее, это соперничество идет в регионе. В таких условиях возникает вопрос, что мы будем делать? Мы будем делать то же самое, что и сейчас. Это первое.
К сожалению, соперничество набирает обороты в условиях, когда появляются первые признаки новой «Холодной войны». Это еще больше усугубляет последствия данного явления, так как ситуация в мире еще более обостряется. Мы не хотели бы, чтобы соревнования и соперничество имели для нас какие-либо нежелательные политические последствия. Недопустимо, чтобы они ставили нас в такое положение, когда мы из-за одной стороны будем вынуждены выбрать позицию, которая неприемлема для другой стороны. Эта непростая задача требует серьезную дипломатическую работу.
В целом, у нас уже есть опыт в данном направлении. Центральная Азия всегда была в центре внимания с учетом своего геостратегического положения. Конечно не хочется, чтобы были какие-либо последствия.
Если вернуться к истокам и первопричинам той же афганской проблемы, то она стала, прежде всего, результатом жесткого противостояния двух политических систем в эпоху «Холодной войны». А потому уже пошли другие сценарии.
Поэтому мы будем продолжать ту линию, которую в настоящее время проводим. У нас есть ясное видение и четкая концепция. Мы не собираемся вступать в конфликты с кем-либо и будем всегда исходить из своих национальных интересов.
Р.Францев: Вы затронули ситуацию в Центральной Азии. Мы видим, сколько усилий Узбекистан прилагает для создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества в регионе. Являемся свидетелями создания нового климата в Центральной Азии. Как Узбекистан видит новую повестку регионального сотрудничества?
А.Камилов: За последние несколько лет совместно с соседними государствами проделана большая работа в плане решения накопившихся двусторонних вопросов даже в самых чувствительных сферах. Это было главной темой в нашей повестке дня. Для достижения центральноазиатской солидарности и укрепления процессов сближения, необходимо, прежде всего, уладить двусторонние проблемы, с последующим переходом к решению общерегиональных вопросов.
В нашем регионе проделана очень большая работа по делимитации и демаркации государственных границ, рациональному использованию водных ресурсов, развитию транспортных коммуникаций и многим другим направлениям. Наблюдаемый сегодня новый уровень взаимодоверия и позитивная атмосфера позволяют нам по-деловому, спокойно обсуждать вопросы региональной безопасности.
Что касается перспектив, надо откровенно сказать: мы многое решили, но еще немало предстоит сделать. Остаются вопросы, которые необходимо решать. Но мы надеемся, что решать их будет гораздо проще, так как сформировался совершенно другой политический климат. Уже имеем достаточный опыт решения запутанных сложных проблем.
Р.Францев: Господин Министр, огромное спасибо за интервью и подробные интересные ответы!