Конкуренция в процессе перехода к рыночной экономике – принципиальный вопрос
Связи Узбекистана с мировой экономикой становятся все более интенсивными. Это требует обеспечения конкурентной среды на внутреннем рынке, повышения конкурентоспособности отечественных производителей.
Глава государства подчеркнул, что в процессе перехода Узбекистана к рыночной экономике вопрос конкуренции имеет принципиальное значение.
– Меня постоянно волнует вопрос: способны ли наши предприятия выдерживать конкуренцию извне? Может ли их продукция соперничать со своим аналогом, ввезенным из-за рубежа? Если нам удастся снизить себестоимость своей продукции и, соответственно, конечную цену, внешние поставщики сами будут забирать его у нас, – сказал Президент.
Сегодня за 245 предприятиями сохраняется статус монополиста на рынке 31 группы товаров и 82 видов услуг. Однако 70 предприятий по 19 видам товаров и услуг, на рынке которых уже сформиравалась конкурентная среда, можно исключить из реестра монополистов.
– Не будет конкуренции – не будет качества, цены не снизятся. Времена меняются, но монопольные предприятия – нет. С ними нам не по пути. Пришло время принимать жесткие меры. Для нас это вопрос жизни и смерти экономики. Если руководители будут отвечать требованиям, продолжат работу, если нет – уйдут, – заявил Президент.
В связи с этим на совещании поставлена задача пересмотреть подход к определению монопольного положения предприятий на рынке, утвердить «дорожную карту», направленную на резкое сокращение перечня монопольных товаров.
– Мы должны изучить мировой опыт и сформировать свой курс. У нас должно быть единое видение касательно демонополизации, обеспечения конкуренции, защиты прав потребителей, – отметил Шавкат Мирзиёев.
Подчеркнута важность внедрения системы антимонопольного комплаенса на предприятиях с государственной долей, проведения до конца года обучения руководителей основам конкуренции и комплаенсу с участием Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития.
– Когда мы будем готовы к конкуренции? Когда будут к этому готовы наши сферы и отрасли. Сферы будут готовы, еслу будут специалисты. Наше самое уязвимое место – не хватает квалифицированных специалистов, нет стандартов. Поэтому мы должны выстраивать эту работу практически с самого начала, – подчеркнул Президент.
Указано на необходимость создания абсолютно новой системы по развитию конкуренции и противодействию монополиям. Дано указание организовать в системе высшего образования отдельный факультет по направлению развития конкуренции, наладить дневную и заочную формы обучения, ввести новые предметы и академические часы.
Поставлена задача организовать в Высшей школе бизнеса и предпринимательства краткосрочные курсы по развитию конкуренции для руководителей предприятий-монополистов и хокимов, привлечь к учебному процессу экспертов и профессоров по линии международных финансовых организаций.
Отмечена важность налаживания на базе Ташкентского юридического университета курсов повышения квалификации судей в целях рассмотрения споров в сфере конкуренции, специализации судей на этом направлении и организации отдельной судебной коллегии.
Затронут и вопрос эффективного использования экономических льгот.
К примеру, в 23 масложировых предприятиях, которые получили льготы, не было создано достаточно новых рабочих мест.
И напротив, в результате создания конкурентной среды в отраслях птицеводства и рыбоводства заготовка птичьего мяса за последние четыре года увеличилась со 100 тысяч до 205 тысяч тонн, а рыбы – с 65 тысяч до 122 тысяч тонн.
– Ощущаются результаты демонополизации птицеводческой и рыбоводческой отраслей. Предприниматели почувствовали свободу и конкурируют. Необходимо производить товары и услуги, цена и качество которых отвечают запросам рынка. Если будет конкуренция, население получит возможность выбора, вырастет их покупательная способность, люди будут довольны, – сказал Шавкат Мирзиёев.
Подробно проанализирована работа в сфере защиты прав потребителей.
– Много говорится о защите прав потребителей, но на практике отсутствует слаженная система. Нет благоприятной для этого среды, нет соответствующих знаний, не ведется разъснительная работа в средствах массовой информации, – сказал глава государства.
Из более чем 11 тысяч жалоб потребителей, поступивших в Агентство по защите прав потребителей в прошлом году, 50 процентов касались коммунальных услуг и транспорта, 25 процентов – торговли, остальные 25 процентов – коммуникаций, финансовых услуг и других.
Основная причина заключается в том, что монопольные предприятия работают по внутренним актам, которые преследуют больше собственные интересы, чем интересы потребителей.
Подчеркнута важность расширения полномочий Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете.
Даны указания по подготовке проекта постановления о коренном совершенствовании деятельности Антимонопольного комитета Республики Узбекистан исходя из задач, поставленных на совещании.
Поручено рассмотреть вопрос об установлении подотчетности комитета перед Олий Мажлисом – высшим органом представительной власти, напрямую защищающим интересы потребителей.
Официальный веб-сайт Президента Республики Узбекистан