Взгляд из России: Главная цель всех проводимых в современном Узбекистане реформ является поступательное развитие страны и обеспечение стабильности, единства всего узбекского общества
Все страны СНГ меняли тексты своих конституций. В последние годы наибольший интерес у аналитиков и общественности подобные процессы вызывали в России, Казахстане и теперь – в Узбекистане. Изменения в конституции – обычный процесс для тех стран, которые осуществляют экономическую и/или политическую модернизацию. Для современного Узбекистана характерны многоплановые и многолетние реформы, которые стали проводится сразу после прихода к власти Президента Шавката Мирзиёева в 2016 году.
Основные из этих реформ носят социально-экономический характер, хотя определенной трансформации подверглась и политическая система страны, она стала более конкурентной. К тому же, действующая конституция Узбекистана была принята 8 декабря 1992 году и 30 последующих лет значительно не менялась, хотя отдельные изменения вносились в нее в 2011, 2016, 2017 годах. Понятно, что текст любого Основного закона за такой срок объективно устаревает, а постсоветские страны в большинстве своем создавали новую государственность.
Предложение о проведение конституционной реформы прозвучали в инаугурационной речи Президента Узбекистана в 2021 году. Исходя из стратегического и долговременного характера реформ, в Узбекистане такие изменения важны.
Глава государства предложил вынести голосование за поправки в конституции Узбекистана на всенародный референдум. Президентом были выделены четыре важнейших направления конституционных реформ. Первое – свободы, честь, достоинства, права и интересы человека. В частности, смертная казнь в республике должна быть отменена. Второе – идея социального государства. Третье – четкое определение в конституции статуса махалли и обязанностей государственных органов в процессе взаимодействия с ней. Четвертое направление – совершенствование государственного управления и укрепление народовластия. Хокимы теперь не будут возглавлять Кенгаши народных депутатов, что повысит их ответственность перед депутатами. Важными будут являться нормы о возможности внесения законодательной инициативы 100 тысячами граждан, расширение полномочий правительства и другие.
Не менее необходимы должны быть и изменения во внешней политике Узбекистана. Президент предложил внести в конституцию положение о том, что Узбекистан проводит миролюбивую и дружественную политику со всеми странами, в первую очередь с соседями, на основе принципов и норм территориальной целостности. Глава государства считает, что с учетом конституционных реформ нужно разработать новую редакцию Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики Узбекистана.
Главная цель всех проводимых в современном Узбекистане реформ (в том числе и конституционной) является поступательное развитие страны и обеспечение стабильности, единства всего узбекского общества. Подобные ориентиры Узбекистана поддерживают все страны СНГ, в том числе Россия и государства региона Центральной Азии.