Взгляд из России: Сохранение и развитие исторического и культурного наследия узбекского народа должно быть закреплено на законодательном уровне
В Узбекистане в скором времени возможно произойдет одно из важнейших событий - референдум и принятие обновленной Конституции. Прошло уже несколько заседаний Конституционной комиссии, на одном из которых Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что важным аспектом благополучия и процветания страны является забота о каждой отдельной личности, и это - первостепенная задача.
История человечества столь удивительна и разнообразна, что всякая ее достопримечательность потрясает наше сознание. В XXI веке сохранение традиций и наследия исторической самоидентификации для Узбекистана стало важной темой, причем в приоритете - социальная защита и здоровье нации. Все происходящее в Узбекистане за последние несколько лет вызывает восхищение и чувство гордости за страну.
31 августа 1991 года на заседании Верховного Совета Узбекской ССР была провозглашена государственная независимость и 1 сентября того же года соответствующим постановлением утвердился День независимости республики, а уже 8 декабря 1992 года была принята Конституция Республики Узбекистан. Именно тогда впервые прозвучала идея о сохранении и развитии духовного и культурного наследия страны, в том числе передаваемых из поколения в поколение традиционных ремесел и художественных промыслов. Произведениями прикладного искусства авторы и мастера утверждают идею самобытности культуры нации. К сожалению, многие виды ремесел в конце ХХ века были упразднены либо утрачены: например ручное ковроткачество, резьба по камню, гончарное производство и некоторые ювелирные промыслы.
Миссия возрождения и развития народных промыслов и ремесленничества благородна, патриотична и высока, и поэтому изучение, сохранение и развитие исторического и культурного наследия узбекского народа должно быть закреплено на законодательном уровне, таком, как главный закон страны – Конституция. Тогда будущие молодые профессионалы, которым предстоит множить красоту изделий узбекского народа смогут гарантированно возродить полузабытые ремесла. Данная цель может быть достигнута путем подготовки квалифицированных специалистов, столь необходимых на рынке труда.
В последнее время повысился интерес к истокам национальной культуры, мифам, сказкам, архетипическим образам, которые воспринимаются как символы этнического самосознания. Любой художественный предмет имеет очень интересную судьбу, порой таинственную и загадочную. История каждой вещи, ее «жизнь» в различных обстоятельствах, ее историческая и художественная ценность могут много поведать о культуре народа.
Еще немало сокрыто в узбекской земле затерянных городов, погребенных святилищ, исчезнувших цивилизаций. Узбекское прикладное искусство уходит глубокими корнями в различные пласты истории с общими признаками происхождения. С древнейших времен национальные традиции развивали в соответствии с историко-культурными формациями и этнополитическими образованиями. Архаичные пласты в культуре восходят к кругу памятников азиатских тюрков, к сако-массагетским племенам и к восточноазиатским гуннам.
Когда-то среди узбекских племен было огромное количество ремесленников, почти в каждом селении были свои мастера. Поэтому мы находим схожесть в исполнении ювелирного, гончарного, кожевенного и других направлений в прикладном искусстве и ремесленничестве. Создатели великолепных украшений высоко ценились и ценятся во все времена. За обладание искусными мастерами конкуренты вели ожесточенную борьбу. Среди ремесленников Центральной Азии хорошо развит был и ювелирный промысел. Многие мастера в совершенстве владели техниками чернения, литья, гравировки, чеканки, штамповки, инкрустации самоцветами, гравировки на самоцветах, огранки драгоценных камней…
Однако технический прогресс, внедрение современных технологий, унификация и стандартизация изделий привели к вымиранию большинства народных промыслов. Для сопротивления угрозам всемирной глобализация недостаточно реализации лишь адаптивной функции, необходимо «запустить» такие «механизмы» воздействия культуры на общество, которые способствовали бы сохранению национальной самобытности и следованию общечеловеческим гуманистическим идеалам.
Основным шагом в данном направлении стали Программы государственной поддержки и возрождения в статусе государственных программ, что привело к популяризации ремесел. Результаты не заставили себя ждать, включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО ряда объектов и памятников как материального, так и нематериального наследия, и с каждым годом данный список пополняется, вызывая большой интерес среди специалистов и историков всего мира.
Творческий человек всегда находит новый язык, иные средства выразительности, иные пути своего искусства. Современные авторы впитывают в себя тенденции развития прикладного искусства, дизайна, и прочих форм творчества, они имеют широкие возможности знакомства с предыдущими и текущими тенденциями мировых культур с помощью социальных сетей. Тут я хочу отметить, что я подписана на многих авторов и художников из Узбекистана, керамисты Назира Кузиева, Алишер Назиров, роспись по шелку Феруза Алиева, вышивальщица Мадина Касымбаева и другие. Сегодня молодые авторы находятся в состоянии поиска самоопределения в мире прикладного искусства. Современный автор перерабатывает через призму своего творчества полученную информацию, обладает большим уровнем знаний и становится компетентным во многих вопросах проявления своего искусства. Безусловно современные технологии дали новые виды материалов и технологий. Новаторство и традиции в искусстве должны идти рука об руку.
Мир многообразен и бесконечен. Считать, что в искусстве уже все придумано и создано, удобно лишь тем, кто хочет оправдать свою творческую несостоятельность.